Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София жили во II веке в Италии в правление императора Адриана. Они происходили из богатой и благочестивой семьи. София воспитала своих дочерей в вере, надежде и любви к Богу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Об этом донесли императору, и тот велел привести их в Рим.
Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, чтобы Он вразумил их, дал силы и мужество претерпеть все возможные мучения и встретить смерть.
Первой предстала перед тираном двенадцатилетняя Вера. Она уверенно отвечала на льстивые речи Адриана, осудив его нечестие и злые замыслы против христиан. Разгневанный император приказал мучить Веру, но мучения не сломили ее, огражденную силой Божией. Святая София все это время поощряла дочь радостно принять смерть, соединяющую со Христом. После истязаний святая Вера была обезглавлена.
Затем император приказал позвать Надежду, которой было десять лет. Она была столь же тверда в исповедании Христа Истинным Богом, как и ее сестра. Ее бичевали, затем бросили в горящую печь, но пламя погасло, ибо любовь к Богу, горевшая в душе Надежды, была сильнее всякого чувственного пламени. После многих других мучений она также приняла смерть от меча, воссылая хвалы Господу.
Адриан призвал Любовь, которой было всего девять лет. Но и это дитя обнаружило такое же мужество, как сестры. Святая Любовь также была усечена мечом.
Их мать радовалась духом, видя столь славные подвиги дочерей, достигших Небесных Обителей, но ее человеческое сердце было столь истерзано страданием, что через несколько дней святая София отошла ко Господу на могиле своих дочерей.
Эти три высокие добродетели – вера, надежда и любовь, – о которых сегодня напоминает нам Святая Церковь, нельзя разделить: они все или есть, или их нет. Если человек имеет крепкую веру в Бога, доверяет Богу, значит он всегда надеется на Него и любит Его. Если же, к примеру, человек теряет надежду, отчаивается, значит вера его мертва и нет любви в нем.
Однако для своего назидания мы, обращаясь к опыту Церкви, скажем нечто важное об этих добродетелях по отдельности устами вдохновенного и глубокого проповедника святителя Николая Сербского.
Вера наша – единственное достойное знание наше, остальное – детское собирание цветных камешков на берегу озера.
Вера наша – единственное достойное дело нашей жизни, воистину, остальное – комедия чувств.
Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!
Вера ваша приблизила вас к сияющему Престолу Славы, лучезарными Серафимами и пресильными Херувимами украшенному. Вы ближе нас к бессмертию, и молитва ваша чище и слышнее.
Помяните нас в молитвах ваших. Возьмите нас с собой, чтобы лететь вам к Престолу Славы легче и быстрее. Кто несет лишь себя одного, тот ходит легче, но спотыкается чаще. Чем большее бремя братьев своих возлагаете на себя, тем полет быстрее.
Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!
Наш православный народ знает, что только истинная вера может быть крепкой. Для него церковь – дом силы Божией, он идет туда, чтобы получить помощь, и получает ее через евангельское слово, от икон и крестов, от каждой церковной святыни, в каждом Таинстве и в каждом его символе.
За время Своего пребывания на земле Господь удивлялся дважды. Он удивлялся двум совершенно противоположным вещам: неверию в Назарете и вере в Капернауме.
Воистину, если бы Он сейчас явился в мир, то вновь, как и два тысячелетия назад, не удивился бы ничему, кроме веры и неверия.
«О, дети Мои, – сказал бы Он. – Дивлюсь вере тех, кто обратился ко Мне из язычества, и удивляюсь неверию тех, кто рожден был в вере и воспитан в ней, чьи предки из поколения в поколение Меня держались и за имя Мое души полагали.
Дивлюсь слепцам, которые, будучи слепы, величают Творца своего, и удивляюсь зрячим, которые, глядя широко раскрытыми глазами на дела Божии вокруг себя, не видят их.
Дивлюсь нищим и больным, которые в своем горе и в своей боли возносят хвалу Господу, и удивляюсь богатым и здоровым, которые среди изобилия остаются немы для благодарения Дароподателя всех благ.
Дивлюсь мученикам Своим, которые пожертвовали плотью ради любви ко Мне, пожертвовали телом ради жизни, и удивляюсь тем, кто жертвует вечной жизнью ради тела».
Мученики доброй надежды, молите Бога о нас!
Вы, похоронившие все надежды свои ради одной. Вы, видевшие, как в прах обращаются надежды на земное. Вы, на погребении земных надежд видевшие слезы многие. Вы, слышавшие исповеди о крушении земного и о зловонном пепелище его. Вы, давшие распять себя за упование единственное, которое не обратится в прах, могилу и зловоние.
Вам поклоняемся и молимся: молите Бога о нас!
Видел я ребенка, гнавшегося за птицей с яркими перьями и клювом золотистым; догнал ребенок птицу, и, когда поймал, клюнула его птица, и он заплакал.
Воистину, погоня эта бесплодна и утомительна. Когда пробьет час смертный, не сможете вспомнить, за чем гнались. И войдете в мир иной с пустыми руками и смятенным сердцем.
Сыновья Неба тоже в утомительной погоне, но не в бесплодной. И когда встретят они смерть, без труда объяснят, к чему стремились, и войдут в иной мир с чистым сердцем и руками, полными даров.
Длителен бег за доброй надеждой. Но мужественный решается и бежит, отбрасывая надежды призрачные, попирая их, словно опавшую листву. Многие и многие препятствия преодолевает он, стремясь к своей надежде, и даже смерть побеждает он.
Мученики великой любви, молите Бога о нас!
Вы, познавшие любовь, которая сильнее смерти, молитесь Любви о нас.
Вы, проповедавшие, что любовь таинственней плоти и долговечнее звезд небесных.
Вам молимся и поклоняемся: молите Бога о нас!
Чтобы и нам увенчать веру нашу и надежду венцом, перед которым меркнет солнце.
Чтобы и нам прозреть, познать и возрадоваться радостью ангельской.
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4: 20).
Если бы сегодня кто-либо спросил меня: как спасти свою душу, я, не раздумывая, ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но, когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе.
Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не горше, а, наоборот, вносим в нее сладость и утешение.
Заботясь о других, человек приобретает большее достоинство.
Заботясь о других, человек приближается к Богу, лучше понимает Бога и по-товарищески становится плечом к плечу с Ним, прислушиваясь к Нему, исповедуясь Ему.
Возьмите на себя попечение о своих ближних, которые в этом нуждаются, и вы сразу обогатите свою душу двумя лучшими чувствами: благочестием и снисходительностью. Только носители большой и искренней заботы о других могут быть хранителями истинного благочестия, а самые заботливые – одновременно и самые снисходительные.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).
Милосердие – рай в душе, а немилосердие – ад. Устроитель ада вселял в души людей страх, внушая, что им мало в жизни того, что имеют, что им нужно иметь еще и еще, чтобы вынудить их отнимать, а не отдавать, заставить эгоистично беспокоиться только о себе. Внушая такие помыслы, он многих сделал гражданами ада, в котором «плач и скрежет зубовный» (Мф. 8: 12). Милостивый же отдает, и Господь милует его и воздаст ему сполна: на Суде он будет помилован и его грехи будут прощены.
Христиане! Осветите сердца ваши верой, укрепите надеждой, согрейте любовью, освятите молитвой, омойте слезами, напитайте Причастием и держите их высоко поднятыми к Небу, как горящие лампады. Только так мы сможем достойно перейти из земного мира в Небесный, без угрызений совести и терзаний, которые мучают грешников.
Аминь.