Неделя 22-я по Пятидесятнице в Петропавловском соборе г. Томска

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Из сегодняшнего евангельского чтения мы слышали, как громко злой дух исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» (Лк. 8: 28). При этом люди, ради спасения которых Сын Божий и пришел в этот мир, стояли, скованные немотой. И единственное, что смогли эти люди сказать – попросили Спасителя уйти от них, потому что испугались.

Что же произошло? Что же такое совершил Господь, что жители Гадаринской страны прогнали Его?

Когда Господь приплыл в окрестности города Гадара и вышел на берег, то встретил там одержимого бесом человека. Уже много лет этот несчастный находился во власти злого духа, жил без одежды в пещерах, где местные жители погребали своих мертвецов. Бес так жестоко мучил этого человека, что он бессмысленно метался по пустыне, и жители города не могли остановить его даже железными цепями, которые он с легкостью всегда разрывал.

Из-за грехов человеческих, по попущению Божиему, бесы входят в людей. Им легче быть в людях, чем в своей бездне, потому что, когда они в людях, то мучают людей, а в преисподней им остается лишь грызть и поедать друг друга. Из всех творения во вселенной бесы более всего ненавидят человека и никому так не завидуют, как человеку. Их единственная цель – не только отравить жизнь человеку на земле, но и погубить его для вечности. Однако сами бесы не могут ничего сделать, но легко овладевают душой упорного грешника, уродуют его, лишают его Божественной красоты, лишают разума, веры, надежды и любви, так что грешник уже не владеет собой, не контролирует себя, но становится зверем, через которого бесы кусают других людей.

Так было и с тем несчастным, которого Господь встретил в окрестностях Гадары.

Господь исцеляет этого человека, и это чудо исцеления бесноватого сравнимо с чудом воскрешения мертвеца. Мертвец лишается души, но его душа – в руках Божиих, и Бог может вернуть эту душу в тело, а душа бесноватого – в когтистых лапах бесов, и чтобы исцелить такого человека, надо вырвать его душу из бесовских лап. Поэтому исцеление бесноватого, может быть, еще бóльшее чудо, чем воскрешение мертвеца.

Когда-то этот человек был жителем города Гадара. Его хорошо знали горожане, но ничем помочь не могли. Состояние же его было ужасное. Им овладел нечистый дух и стал пользоваться им, как своим орудием для совершения зла людям. Он был наг не только телом, но и душа его была обнажена и пуста от добра. Как говорит евангелист Матфей, бесноватый был настолько злым и свирепым, что люди боялись проходить по тем местам (см.: Мф. 8: 29).

И вот, этот злой дух, овладевший человеком, встречается с Господом Иисусом Христом: «Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8: 28). Злому духу не хочется покидать человека, но, чем идти в бездну, лучше тогда войти в свиней, чтобы хоть так навредить людям. Тогда просит Господа послать его в свиное стадо, что, уничтожив свиней, вызвать у людей гнев на Бога.

Что и случилось.

Господь посылает бесов в свиней, чтобы этим показать отупевшим людям диавольскую силу. Но даже это не смогло пробудить жителей Гадары от греховного сна. Даже это не научило их всемогуществу Христа. Бесы исповедовали Христа, а люди молчали. Эти отупевшие жители Гадары увидели только гибель своих свиней, а не величие и всемогущество Божие, поэтому, оплакивая потерю, они изгоняют Бога из своей жизни.

Но не будем их осуждать. Посмотрим лучше на свою жизнь. Сколько поводов есть у нас, христиан, постоянно прославлять и благодарить Бога, но мы молчим, и только беспрерывно стенаем, что этого нет, того не хватает, третье хочется, но недоступно…

К таким свинолюбивым людям, которые изгоняют из своей жизни Бога, оставаясь в вечном бесновании и вечной смерти, с тревогой и болью обращается богомудрый святитель Николай Сербский:

«Если ваши уста перестанут исповедовать имя Божие, вы ужаснетесь, слыша, как его исповедают даже бессловесные и лишенные речи. Воистину, если вы замолчите, то камни возопиют. Даже если все люди на земле замолчат, трава заговорит. Даже если все люди на земле сотрут имя Божие из своей памяти, оно будет написано радугой на небе и огнем на каждой песчинке.

Тогда песок станет людьми, а люди песком.

«Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» (Пс. 18: 2-3). Так говорит Боговидец и Богопевец. А что говорите вы? Вы презрительно молчите о Боге – и потому камни заговорят; а когда заговорят камни, вы захотите говорить, но не сможете. Отнимется у вас и дастся камням.

И камни станут людьми, а вы будете камнями».

Страшные слова, но и цена вопроса высока: жизнь без Бога – это очень опасно и страшно.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных, защити и спаси! Аминь.