Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Православная Церковь празднует ныне великое событие. Во всех храмах поются хвалебные песни в честь Введения во храм Божией Матери. Само Небо принимает участие в радости земнородных: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая святых».

Введение в Иерусалимский храм Богодарованной Дщери праведных Иоакима и Анны – это не только радость для нас, но и благодатный повод извлечь для себя назидание.

Если для Богоизбранной Отроковицы нужно было воспитание при храме, чтобы исполнить Свое высокое предназначение на земле – стать храмом Божества, одушевленным Кивотом Божиим, стать Той, чье Семя сотрет главу змия, – тем более необходимо для нас «быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83: 11), усердно посещать святой храм и приводить в храм своих детей, чтобы стать сосудами Святого Духа, воспитать себя и их в земном святилище для вечной жизни на Небе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский учит нас, что «церковь – земное небо, тут Сам Господь присутствует особенно Своей благодатью. Тут Его престол. Тут все сокровища Его благодати: тут Пречистое Тело и Кровь Его; тут купель крещения, тут святое миро, тут стройный чин богослужения, тут ангельское пение Ему возносится непрестанно; тут глас апостолов и евангелистов, глас Самого Господа Иисуса Христа непрестанно слышится; тут гласы пророческие, тут духовные сокровища святых святителей, великих иерархов, отцов и учителей вселенной; тут сладкие духовные творения богоносных, богомудрых отцов Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина и других творцов служб и канонов церковных слышится ежедневно; тут христианское училище веры, благочестия и страха Божия; тут духовное воспитание наше для Неба, для которого мы предназначены от создания мира Господом Богом и созданы в определенное от Него время; тут общее научение, общее назидание, общее освящение, общая молитва, общая хвала, общее благодарение, общее наслаждение духовное, и тут же познание общих немощей, общего Врача и Спасителя всех нас, торжества и единства природы нашей падшей и восстановляемой Спасителем нашим Богом».

Так говорит Кронштадтский пастырь о храме Божием, о любом храме и о нашем величественном соборном храме, где мы по милости Божией сегодня собрались.

Входя в храм, мы видим лики Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и Ангелов и вспоминаем слова апостола: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19); «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12: 22-24).

Понимая, членами какого великого общества мы являемся, наше сердце должно быть живым кадилом, благоухающим фимиамом веры, надежды и любви. В храме богослужение напоминает нам, что мы находимся в спасительном ковчеге и имеем надежду на спасение, если не за свои молитвы, то за молитвы святых и священников, совершающих богослужение. Отвергая храм Божий, мы удаляемся от Бога и лишаемся надежды на спасение, как написано: «Удаляющие себя от Тебя гибнут» (Пс. 72: 27).

Бывают периоды в жизни, когда нечистые и злые духи наводят духовную мглу на человека, и человек становится холоден к молитве, испытывает отвращение к храму, к богослужению. С таким состоянием нельзя соглашаться, но надо взять себя в руки, сосредоточиться и размышлять о святости храма, о том, что в храме совершается и Кто благодатно присутствует в храме. Тогда непременно эта холодность отступит и вновь появится усердие к молитве и желание быть в храме.

Ошибаются те, кто считает, что достаточно помолиться дома, не посещая храм. Господь Сам хочет, чтобы мы собирались вместе, и обещал собравшимся в духе общей веры, надежды и любви чрезвычайный дар Своего присутствия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20).

Неразумно и унизительно пренебрегать храмом Божиим и лишать себя звания и чести сынов и дочерей Божиих, сограждан Ангелов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных и всех святых.

Неразумно и опасно пренебрегать своими родительскими обязанностями: не водить своих детей в храм Божий и не следить за благоговейным и чинным поведением детей в храме, потакая их капризам и шалостям. «Не будем терпеть, подобно ветхозаветному первосвященнику Илию, бесчиния детей наших в храме Божием, да не погибнем и сами, подобно этому слабому отцу, да не погибнут и они за свое нерадение о священнейших обязанностях веры» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Наше усердное прославление сердцем и устами Божией Матери должно выражаться постоянным хождением вместе с детьми в храм Божий. Пречистой Деве не было скучно в храме, не тяготили Ее молитвы и общение с Ангелом. Будем и мы, постоянно посещая храм, всем сердцем внимать богослужению, размышлять о Божиих к нам благодеяниях, о том, что привел нас Бог из небытия в бытие; как воспитал, как проводил через все жизненные беды и опасности; как поднимал после унизительных греховных падений; как продолжает вести нас к Небу, чтобы мы стали вечными гражданами Неба. Аминь.