Состоялась онлайн встреча членов научно-богословского кружка имени Святителя Макария Невского ТДС с профессором Павлом Ивановичем Гайденко доктором исторических наук, специалистом по истории церкви и церковной организации на территории Древней Руси. Основная тема встречи: «особенности монашества на Руси в домонгольский период».
В ходе продолжительной беседы Павлом Ивановичем были отмечены особенности положения монашествующих в обществе домонгольской Руси 10-11 веков, организации монашеской жизни, различные аспекты во взаимоотношениях между монахами и церковной и светской иерархией того времени.
Например, изначально как титул митрополита, так и его положение на Руси не было закреплено за каким-либо конкретным городом, что произойдет только при правлении Ярослава Владимировича Мудрого. Это было связано с тем, что с точки зрения Византии на Руси в то время еще не было полноценной государственности. Малое число городов, отсутствие централизации и столицы соответственно.
При таком положении церкви, по сути, негде было закрепиться и начать вести собственное хозяйство, а соответственно и заниматься самообеспечением. Поэтому, священство и церковнослужители, прибывавшие из Византии на Русь, подавляющее число из которых было монахами, моментально попадали сначала в экономическую, а затем и в политическую зависимость от состоятельных и властных лиц: князей, купцов, бояр.
Такие специфические (для Византии) условия церковной жизни отражались и на монашестве. Опять же подавляющее число клира было из представителей черного духовенства, так как содержание и распоряжение оными для какого-нибудь князя вызывало меньше накладок.
Большинство монастырей были ктиторскими, и находились в черте города служа одновременно как местом для молитвы, так и резиденцией или политическим убежищем для состоятельной особы. Церкви также находились на содержании, были немногочислены, располагаясь либо в городах, либо на территории княжеских или боярских сел.
Для членов кружка, обсуждение данной темы вызвало неподдельный интерес, а местами и удивление, и желание глубже погрузиться в изучение русской церковной истории, особенно самого раннего его периода, как наименее затрагиваемого в процессе обучения.
Фотограф: Анатолий Налетов