Педагогика воскресных школ

В рамках празднования 30-летия возрождения Томской духовной семинарии 9 декабря 2022 года состоялась встреча с руководством и педагогами воскресных школ епархии, которые вносят свою посильную лепту, реализуя главную цель – воцерковление, христианское воспитание и начальное образование детей и взрослых прихожан, их приобщение к христианским ценностям и культуре.

Под руководством профессора Томской духовной семинарии Татьяны Анатольевны Костюковой, доктора педагогических наук, обсуждались особенности преподавания в младших, средних и старших классах; формы и содержание внешкольной работы с детьми, раскрывающие воспитательный потенциал проводимых мероприятий на конкретных приходах. Рассмотрены основные тенденции развития современных воскресных школ, проанализированы изменения церковной нормативной базы по регламентации их деятельности в течение последних лет, а также насущные проблемы (материальное и кадровое обеспечение и др.)

С целью расширения распространения практики успешного функционирования церковно-приходских воскресных школ было включено онлайн-выступление игумена Христофора (Казанцева),  руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии,  доцента кафедры педагогики и воспитательной деятельности Волгоградской  государственной академии последипломного образования по теме «Празднование Рождества Христова как условие воцерковления семьи (из опыта поддержки семьи в кризисной ситуации)».

В докладе отца Христофора были задеты проблемы потери переживания духовного единения у членов семьи по причинам занятости (работа отнимает много времени), социальных проблем (нет собственного жилья), личностных особенностей (эгоизм), увлечения виртуальным пространством (игры, интернет общение), усталости от жизни (не удовлетворенность своей жизнью в семье) и др. Специфика решения этих проблем видится в обращении к религиозному опыту человечества, выраженному в осмыслении события Рождества Христова, литургических традициях, молитвенных практиках, укладе жизни семьи в рождественский период.

Докладчик утверждал, что алгоритмом их решения является сопряжение уклада жизни семьи с календарём Русской Православной Церкви, то есть помощь в проживании всеми членами семьи периодов празднования Рождества Христова с учётом литургических и не литургических практик празднования (не богослужебные традиции и обычаи).

Раскрывая понятие духовное единение как состояния, переживаемые всеми членами семьи в период подготовки и празднования Рождества Христова, докладчик подчеркнул, что духовное единение обнаруживается в совместных размышлениях о Рождестве Христовом, совместном переживании покаянного настроения, проживании молитвенных состояний, совместном переживании радостных чувств после исповеди и причастия, радости общения с близкими, дарения и получения подарков, праздничных настроений.

Далее лектор подробно остановился на литургическом календаре празднования Рождества Христова, подчеркнув, что главной особенностью воскресной школы при этом является пребывание в стенах храма и школы всех членов семьи учащихся и их участие во всех сферах жизнедеятельности Прихода. Для реализации такого сотрудничества должна быть разработана воспитательная система по осуществлению совместного семейного духовно-нравственного воспитания. Эта система включает целый комплекс различных форм, методов и мероприятий, проводимых в воскресной школе, и направлена на организацию взаимодействия родителей, детей и педагогов (в числе которых есть и священнослужители) и активное соработничество в деле воспитания подрастающего поколения. Такое взаимодействие детей, родителей, педагогов и священнослужителей способствует более близкому знакомству между семьями, формированию дружного и сплоченного Прихода и органичному сочетанию полученных учащимися в воскресной школе духовных знаний и духовной практики с современной жизнью.

Участники встречи выразили глубокую удовлетворенность состоявшимся обсуждением и высказали пожелание углубления партнерства между воскресными школами Томской епархии, а также усиления методического сопровождения учебной и воспитательной деятельности, адекватного вызовам времени, чтобы ребёнку было интересно, и он мог найти себе друзей.