16 января в понедельник состоялась онлайн встреча членов научно-богословского кружка имени святителя Макария Невского с Кузнецовой Викторией Сергеевной кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии и методологии науки ИГУ.
Тема встречи была обозначена как «Роль женщин в современном обществе». В ходе вебинара Викторией Сергеевной было сделано сообщение на тему истории появления и развития такого явления как «феминизм», и рассуждения о том какое влияние оно оказало на экономическую и социально-политическую жизнь общества.
Само по себе феминистическое движение зародилось в Европе во второй половине 18-го века. В его основе лежат идеи просвещения и основные идеи великой французской революции, согласно которым каждый человек должен не иметь равные экономические и социальные права и свободы.
К представителям раннего феминизма относят различные женские движения, например: движение суфражисток в Англии и Америке, а также движение жен декабристов и женское патриотическое движение в России.
Основной задачей данных организаций становится борьба за уравнивание женщин в экономических, социальных и политических свободах с мужчинами, в контексте общей гуманизации и либерализации общества, перераспределении мужских и женских общественных ролей, и борьбы мужчин за свои права, в частности, с конца 18-го по начало 20-го века.
Первостепенными требованиями, выдвигаемыми феминистками были: эмансипация (борьба за экономическую независимости женщины от семьи и мужа), право участвовать в выборах, работать, заниматься бизнесом, получать образование наравне с мужчинами, право женщине иметь собственное имущество в браке.
В России феминизм начал складываться как общественное движение в середине 19-го века, первыми задачами дореволюционного женского движения было обеспечить женщинам доступ к оплачиваемому труду и образованию.
Позже на первый план вышла цель добиться избирательного права для женщин — эта цель была достигнута летом 1917 года, когда под давлением женского движения временное правительство предоставило российским женщинам полноту избирательных прав, благодаря чему Россия стала одной из первых стран мира, предоставивших женщинам право голосовать на выборах.
После Октябрьской революции большевики поначалу сотрудничали с женским движением, однако, в последствии в советской идеологии на первый план вышло восприятие женщин не как самостоятельных субъектов, к чему ранее стремились феминистки, а как объектов государственного воздействия, воспитания и заботы, а женская активность была возможна только в рамках и направлениях, заданных государством.
Все же самостоятельные женские организации были признаны «буржуазными» и фактически прекратили своё существование уже к 1918 году. Таким образом Советская власть рассматривала феминистскую идеологию как противоречащую целям классовой борьбы и приписывала исключительно себе дарование женщинам всей полноты гражданских прав и свобод.
На первых этапах советская политика подразумевала обеспечение экономической независимости женщины от мужчины, повышение грамотности, ослабление семейно-брачных уз, и либерализацию половых отношений.
Советская конституция гарантировала равную оплату за равный труд женщины и мужчины, проводилась политика социального обеспечения и поддержки матерей-работниц — в частности, были созданы структуры яслей и детских садов, предоставлялось время и место для грудного вскармливания прямо на предприятии, матерям гарантировались пособия.
В 1930-е годы политика эмансипации была в значительной степени свёрнута: государство вновь ужесточило брачное законодательство, запретило аборты, вернулось к традиционалистской гендерной идеологии и жёсткому регулированию сексуального поведения, после чего женский вопрос в стране советов в целом считался разрешённым.
Распад СССР стал поворотным моментом в жизни женщин в России. Падение коммунистической экономической и социальной модели неизбежно вызывает потрясение, жертвами которого, в частности, становятся женщины.
В условиях глубокого экономического и социального кризиса женщины первыми исключаются из рынка труда, и многие из них становятся финансово зависимыми от мужей, растёт число случаев, связанных с домашним насилием.
Именно в этом климате появляются новые гражданские инициативы под руководством местных и международных организаций, как например: появляются благотворительные ассоциации, такие как «Сёстры» или «Анна», пользующиеся частичной государственной поддержкой.
В то же время женские политические ассоциации начинают призывают к большему числу представителей женщин в государственном аппарате.
В 2012 году группой депутатов ГД во главе с заместителем председателя комитета по делам СНГ Татьяной Москальковой был разработан проект Закона «О срочной военной службе для женщин», однако он до сих пор так и не был принят.
По мимо изначального уже успевшего стать традиционным взгляда на феминистическое движение, к которому относят тоже движение суфражисток, существуют и другие направления: так называемый феминизм второй, третьей и четвертой волны.
Феминизм второй волны — этап развития феминистского движения с 1960-х до начала 1990-х годов. В отличие от первых феминисток, которые ставили перед собой задачи преодоления неравенства на законодательном уровне, феминистки второй волны занимались широким спектром проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьёй, рабочим местом и репродуктивными правами…
Феминизм второй волны, в итоге, разделяется на «либеральный» и «радикальный» феминизм.
Либеральные феминистки утверждают, что общество имеет ложное мнение о том, что женщины, по своей природе, менее интеллектуально и физически способны, чем мужчины. Таким образом, общество дискриминирует женщин в науке, на рынке труда и публичных дискуссионных платформах.
Считают, что женская подчинённость вызвана набором воспитательных и правовых ограничений, которые сильно усложняют достижение успеха женщинами.
Таким образом, главной целью либерального феминизма является стремление получить равные права в разных сферах жизнедеятельности, получить доступ к государственному аппарату, желание делать выбор, не подчиняясь при этом воле мужчины.
Радикальные же феминистки считают общественное устройство патриархальным, считают мужчины испокон веков доминируют и угнетают женщин, потому они стремятся ликвидировать патриархальный уклад, чтобы освободить всех от несправедливого общества, бросив вызов существующим общественным нормам и институтам.
Это включает противостояние сексуальной объективации женщин, повышение осведомлённости в обществе о таких явлениях как изнасилование и насилие над женщинами и отказ от гендерных ролей.
Третья волна феминизма — термин, с которым как правило отождествляют несколько разновидностей феминистской деятельности в периоде с начала 1990-х до начала 2010-х годов.
Феминистки третьей волны считали, что необходимы дальнейшие изменения в стереотипах, изображении в медиа и обозначении женщин в языке. Идеология третьей волны фокусировалась на изменении интерпретации гендера и сексуальности.
Феминистские теории третьей волны включали в себя элементы квир-теории (мнение о том, что понятие гендера не присуще человеку от рождения, а возникают в результате общественного воспитания), антирасизма, постмодернизма, киберфеминизма, экофеминизма, индивидуалистского феминизма, проблематики трансгендерности и др.
Четвёртая волна феминизма — это ветвь феминистского движения, отделившаяся около 2012 года. Четвёртая волна стремится к большему гендерному равенству, уделяет особое внимание гендерным нормам и проблеме маргинализации женщин в обществе.
Феминистки четвертой волны способствуют социальному расслоению, продвигают идеологию традиционно маргинализированных групп, таких как «цветные женщины» и «транс-женщины». Также они выступают за более широкое представительство этих групп в политике и бизнесе и утверждают, что общество было бы более справедливым, если бы политика и её практическое воплощение в жизни включали точки зрения всех людей.
В окончании, своего объемного выступления Викторией Сергеевной для слушателей был поставлен один вопрос: «Прогрессируют ли сегодня гуманистические идеи совместно с научно-техническим прогрессом?
Сам вопрос вызвал живой интерес и обсуждение, как со стороны студентов, так и при участии некоторых преподавателей, посетивших заседание кружка и проректора по учебной работе семинарии иерея Виталия Коллантай.