Проповедь в Неделю о Страшном Суде

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, паки грядущаго со славою судити живым и мертвым…»

Эти слова мы повторяем за каждой Литургией, каждый день, когда совершаем утреннее молитвенное правило.

Сегодня же, в преддверии Великого поста, который есть чреда очистительных и освящающих дней, Святая Церковь останавливает наше внимание на Великом и Страшном событии, на Суде Божием, который непременно случится и к которому мы все должны быть готовы, готовы предстать перед Всемогущим Богом, чтобы дать ответ за всю свою земную жизнь.

Мы верим, что Бог придет на землю, о чем ясно говорил еще венценосный псалмопевец Давид: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс. 49: 3-4).

Господь Иисус Христос говорит нам, что Его пришествие будет очевидным для всех и будет сопровождаться великими знамениями: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21: 25-27), Который «при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4: 16-17). Тогда Божественный Судия начнет изобличать дела и слова каждого, представляя в лицо все улики, и каждый грех, и место, и способ, и время его совершения. И все это произойдет, как пишет апостол, «вдруг, во мгновение ока» (1 Кор. 15: 52). Тогда праведники и святые, окончившие свою жизнь или в мучениях, или в благочестии, встретят Божественного Судию с неизреченной радостью, за свою праведную жизнь увенчаются «неувядающим венцом славы» (см.: 1 Пет. 5: 4) и будут ликовать вечным ликованием на Небе, а диавол со своими ангелами и грешниками будет осужден на уготованные муки во веки веков.

Воспользуемся наступающими спасительными и душеполезными днями Великого поста, чтобы научиться жить в непорочности и чистоте, соблюдая заповеди Божии. Великий пост – это время очищения и воздержания, но воздержания не только в пище, но и от всяких тлетворных деяний: зависти, гнева, сварливости, лжи, сквернословия, лицемерия, маловерия, уныния, эгоизма, тщеславия, осуждения, алчности… Надо воздерживаться не только от постыдных дел, но и от срамных мыслей. Убоимся Господа, для Которого нет ничего тайного, но Который придет и «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4: 5) каждого человека.

Первое время святая Четыредесятница тягостна и для тела, и для привыкшей грешить души, но не надо от этого унывать. Надо немного потерпеть, и, когда мы к ней привыкнем, она станет легкой и радостной, мы будем чувствовать себя хорошо.

Еще есть время оставить дела беззаконные, плотские, постыдные и начать творить добрые дела, дела Божии. Не перестанем трудиться с Божией помощью до самой смерти, чтобы при нашей кончине или конце всего мира достигнуть нам исполнения своих благих надежд во Христе Иисусе, Господе нашем, чтобы услышать в свой адрес Божественный призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).

Мы верим, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос вновь придет на эту землю в силе и славе.

«Придет как высший Судия и будет судить живых и мертвых. Придет как Царь бессмертный, чтобы открыть Царство бессмертия для праведников, и воссияют праведники в том Царстве, словно солнце.

Это вера праведных, смиренных и кротких, но неустрашимых на пути к истине. Не могут принять веру эту те, чьи сердца следуют за похотью очей. Ее любят знающие величие Божие и правду вечную. С радостью думают они о величии бессмертного Бога среди окружающего их смрада смертного. С радостью они, окруженные ложью, творят дела истины. Высота Божия влечет их и пленяет красота истины. Они творят дела истины, но надеются не на дела свои, а на милость Божию. Чем праведнее они, тем с большим страхом ожидают они Суда Христова. А неправедные потому и творят неправду, что не имеют страха Божия.

Блаженны ожидающие пришествия Господа в силе и славе, помогающие меньшим братьям, как Самому Христу.

Блаженны бодрствующие, бдительно и чутко ожидающие Возлюбленного, самого Любимого. Они дождутся Его воистину, встретят они Его, как пять дев разумных. И Он введет их в рай и воцарится с ними вовеки.

Не ваша ли это вера, христоносцы, и вера самых праведных из предков ваших? Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род. Вера непостыдная, православная, спасительная. Вера воистину образованных людей, носящих в себе образ Божий. Они в день Христов будут названы благословенными» (святитель Николай Сербский). Аминь.