Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вместе с жителями Иерусалима и многочисленными паломниками, прибывшими в святой город на праздник пасхи, и мы с вами сегодня с ветвями вербы в руках встречаем грядущего в Иерусалим Господа и Спасителя нашего и радостно взываем: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21: 9), «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12: 13).

Господь въезжает в Иерусалим скромно, на молодом осленке, сопровождаемый двенадцатью учениками, совсем не так, как возвращаются с победоносной войны восточные деспоты: на богатой колеснице, украшенной золотыми и серебряными пластинами, инкрустированной перламутром и драгоценными камнями, в окружении многочисленных войск, с богатыми трофеями, под громоподобные звуки труб и литавр.

Совсем не так въезжает в Иерусалим Иисус Христос, но народ все равно приветствует Его как Бога, как Царя, как Спасителя. «Осанна» – в переводе значит «спасен», т.е. «осанна в вышних» – это спасение, пришедшее с Небес.

Откуда жители Иерусалима могли знать, что Иисус из Назарета, «Сын плотника» есть Бог и Спаситель, Истинный Царь Израиля?

Только ли потому, что Он вчера совершил невероятное – воскресил умершего четыре дня назад Лазаря, а еще раньше воскресил сына вдовы из Наина и дочь Иаира и много раз исцелял болящих?

Нет, конечно, не только поэтому, но потому, что Сам Бог открыл им это, о чем и говорит Спаситель: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21: 16).

Так же когда-то апостолу Петру было открыто свыше, что «Христос есть Сын Бога Живого» (см.: Мф. 16: 17): «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16: 17).

Получив откровение свыше, как говорит святитель Иоанн Златоуст, иудеи по имени стали христианами на деле, миряне по жизни стали апостолами по исповеданию. «Народ с побегами пальм рукоплескал Тебе, Христе, ветвями: «Благословен пришедший Царь веков!» И восклицали они: «Прехвальный Господи, Боже отцов, благословен Ты!»»

И мы с вами, взяв сегодня в руки ветви вербы, станем апостолами и понесем с радостью эти вербы в мир как свидетельство добровольной смерти Спасителя ради бессмертия мира, как свидетельство непобедимости Креста, как свидетельство Воскресения.

Аминь.