Проповедь в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Празднуя память святого Кронштадтского подвижника в самом начале наступившего нового года, когда все вокруг не умолкая желают друг другу «нового счастья», нам вновь надо задуматься: «Что есть это новое счастье и где его взять?» И, конечно, с этим вопросом надо обратиться не к тем, кто ежегодно желает всем это «новое счастье», а сами не имеют его и не знают, что это такое, а к отцу Иоанну Кронштадтскому. Он не только знал, в чем заключается счастье и где его обрести, но и сам был носителем этого счастья, потому и может этот посланник Божий преподать нам духовный урок.

«Все мое счастье и несчастье заключается в сердечных мыслях и расположениях. Если мысли и расположения моего сердца согласны с истиной Божией или с волей Бога моего, тогда я покоен, исполнен духовного света, радости, блаженства; если нет – беспокоен, исполнен духовного, душетленного мрака, тяжести, уныния. Если совершенно переменю мысли и расположения сердца ложные, богопротивные на истинные и Богу приятные, тогда опять покоен и блажен».

Потрясенный до глубины души ужасной действительностью, умножением всевозможных пороков и преступлений, наблюдая, как «слово человеческое читается с жадностью и величайшим интересом, а к спасительному Слову Божию пропал в людях всякий интерес», Кронштадтский проповедник возвышается на высоту пророчески-вдохновенного обращения к Богу: «Господи! Где Твое Евангелие, это слово о Царстве Небесном, слово о вере и покаянии, слово мира, слово жизни вечной, слово во всякой йоте истинное, непреложное, неизменное, спасительное, радостное и животворное для всех верующих искренно? Оно удалено из всех жилищ и читается ежедневно только в Церкви; а без него человек ходит в тьме и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза».

«Что было, то и теперь есть» (Еккл. 3: 15). Чтобы в наши лукавые дни ужасающего распространения пороков и всяких злодеяний свои мысли и расположения своих сердец согласовать с волей Божией, а значит обрести счастье в этой временной жизни и вечное спасение, необходимо изучать Священное Писание.

В отличии от «гнилого слова» человеческого, гибельные плоды которого – попрание Божеских и человеческих законов, непочитание родителей, упадок нравственности, душевное одичание и огрубение, Слово Божие низводит на человека дух премудрости (см.: Прем. 7: 7), которая «есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения» (Прем. 7: 14).

Сам отец Иоанн измлада и в продолжение всей своей жизни воспитывался на Слове Божием, поучался ему день и ночь, не умолкая проповедовал его своей пастве и осуществлял его делами веры и милосердия. Слово Божие было для отца Иоанна неистощимой сокровищницей религиозных мыслей и небесных вдохновений и было для него «лучше тысяч золота и серебра» (Пс. 118: 72), потому что он следовал Божественной заповеди: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8).

В великом и в малом, в любое время, в любой ситуации Слово Божие должно быть для нас тем, чем было оно для псалмопевца Давида: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118: 105). Отец Иоанн советует: «Встал с постели, перекрестись и скажи: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и еще: «Господи, сподоби в день сей без греха сохраниться нам и научи мя творити волю Твою» (из Великого славословия); моешься дома или в бане, говори: «Окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омывши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9); надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пc. 50: 12); обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: «Дух прав, Господи, обнови во утробе моей» (там же); идешь ли куда, думай о правости духовного хождения пред лицем Божиим и говори: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 118: 133)».

Если мы последуем богомудрому совету Кронштадтского проповедника – если молитва будет освящать каждое мгновение нашей жизни, если будем поучаться «день и ночь в законе Господнем» (Пс. 1: 2), если будем любить закон Его и хранить заповеди Бога своего (см.: Пс. 118: 113, 115), – тогда жизнь наша станет истинно счастливой, потому что «полнота радостей пред лицом Божиим и блаженство в деснице Его вовек» (см.: Пс. 15: 11). Аминь.