14 января – память святителя Василия Великого и матери его святой Емилии

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной» (Пс. 48: 2).

Слушайте о всеблаженном святителе Василии, неоскудевающей сокровищнице Божественных учений, уста которого изрекали премудрость, который неустанно благовествовал правду в собрании великом, таинственная высота Божественных слов и учений которого стала для православных лестницей восхождения Божественного, и о его блаженной матери святой Емилии, память которых празднует Святая Церковь сегодня.

Емилия родилась в благочестивой христианской семье в Кесарии приблизительно в 305 году. Родители ее были людьми богатыми. В юности Емилия отличалась редкой красотой, и многие желали видеть ее своей супругой. Но, будучи глубоко верующей, девушка готовила себя к безбрачию.

Однако жизнь повернула все иначе.

Попав под гнев императора Лициния, родители Емилии были лишены имущества и жизни. Рано осиротев, девушка вынуждена была, во избежание возможного похищения и посягательств на ее честь, выйти замуж. Ее избранником стал образованный и благочестивый Василий. Родители ее мужа также были подвергнуты гонениям за христианскую веру и лишены почти всего своего состояния. Юная супруга Василия нашла себе великую наставницу в матери своего мужа святой Макрине Старшей. Бабка святителя Василия Великого была дивная жена по уму и благочестию. Она была ученицей святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского.

Брак Емилии и Василия Старшего состоял не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Василий Старший и Емилия жили одними мыслями и чувствами христианскими. Емилия, с согласия мужа, кормила бедных, успокаивала странных, помогала больным, делала пожертвования храмам.

Но не это прославило святую Емилию. Она стала образцом матери, воспитавшей своих детей, а их было девять, в духе христианского благочестия и добродетели.

Будучи беременной первой дочерью Макриной Младшей Емилия увидела во сне благообразного старца, который подошел к будто бы уже родившейся девочке и трижды назвал ее Феклой. Ребенок родился быстро и легко, сразу после пробуждения матери. Сон был понят, как предсказание о будущих достоинствах дочери, равных достоинствам святой первомученицы Феклы. В дом была призвана кормилица, но ребенок не сходил с рук матери и был покоен только рядом с ней. Емилия нежно любила дочь и, понимая всю материнскую ответственность, серьезно отнеслась к воспитанию своего ребенка.

Впоследствии она приняла его за образец, по которому воспитывала других детей. Учебными книгами были не сказки и басни, а псалмы Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные, или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости и заставляла выучивать их наизусть. А все, что могло оставить в юной душе следы безнравственного и гнилостного, мать удаляла от взора и слуха детей. Также она обучала дочерей и сыновей ведению хозяйства и рукоделию. После домашних дел водила детей в храм Божий слушать священные песни и молитвы.

Результатом такого благочестивого воспитания стало то, что все дети Емилии стали достойнейшими из людей. Пятеро из них причислены Церковью к лику святых: святитель Василий Великий, святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский, блаженная Феозва и преподобная Макрина Младшая.

Святитель Григорий Богослов с восторгом говорил об Емилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита, как никто. Три славных священника; одна участница в тайнах священства; и прочие – лик Небожителей. Изумляюсь тому, как богата семья Емилии! Благочестивая кровь – собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая, вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания».

Когда дети выросли, старшая дочь убедила мать удалиться в уединенное место и вести там монашеский образ жизни. Так они основали обитель, куда последовали за ними многие их бывшие служанки, ставшие им подругами. Там жили они, как Ангелы, отвергнув все земное, устремляясь к Небу, день и ночь проводя в молитве и пении псалмов.

Последние свои земные дни провела Емилия в молитвах о своих детях.

Не удивительно, что в такой семье пышным благодатным цветом расцвела святость.

Святитель Василий Великий первоначальное воспитание получил от своей матери и бабки, которые с малолетства привили ему любовь к Богу, образовали его догматами благочестия. Затем воспитанием Василия занимался его отец. Позже, обучаясь в Афинах, в «обители наук», со своим другом святителем Григорием Богословом, Василий продолжал возрастать духовно и интеллектуально. Святитель Григорий Богослов свидетельствует: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних». Если человек не знает Бога, то все его богатые знания несут огонь и разрушение вокруг и самого приведут «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41). Если же сердце человека исполнено Божественной благодатью, тогда этим Божественным светом освещается и ум его всеми необходимыми знаниями.

Так Василий стал великим святителем и учителем Церкви.

Опыт семьи, в которой вырос великий вселенский святитель, как и опыт многих других христианских семей, менее известных миру, свидетельствует, что только родители определяют всю жизнь своих детей и только родители несут за это ответственность перед Богом, и прежде всего – мать.

Еще в период беременности мать своим духовным состоянием воспитывает ребенка. Ребенок еще не способен понимать, но он все чувствует, и состояние матери передается ему и навсегда налагает отпечаток на его душу. Период чревоношения – очень важный и ответственный период, когда мать должна следить за своими чувствами и ограждать дитя от всего злого – от переживаний, от беспокойств, от страха и боли – и передавать ему только любовь, радость и спокойствие. Мать-христианка знает, как оградить себя и ребенка от зла. Надо как можно чаще ходить в храм, дома читать Священное Писание, духовную литературу, слушать церковные песнопения. Мать должна проводить святую жизнь, равно как и отец. «Чтобы дети молились, надо, чтобы в них текла кровь молящихся родителей» (преподобный Порфирий Кавсокаливит).

Святую жизнь должны проводить родители и после рождения ребенка. Все родительские скандалы только вредят ребенку, делают его непослушным сейчас и закладывают основу всех его жизненных проблем и неудач.

Надо любить своих детей по-христиански. Неразумная родительская любовь становится страшным стихийным бедствием, которое разрушает жизнь ребенка. Нельзя научить ребенка молитве, любви к храму, привить вкус к духовному чтению принуждением. Дети не любят давления, их нельзя заставить быть хорошими, как делают это якобы благочестивые родители. Они умеют только поучать, много говорить, но это только вредит ребенку, потому что в многословии своем не будут услышаны. Не надо говорить детям много слов о Боге, но надо молиться Богу о детях. Слова в одно ухо влетают, в другое вылетают, а молитва идет прямо в сердце ребенка и там остается и действует. Не надо многословия. Это вызывает сопротивление у ребенка, и когда он вырастает, то начинает мстить родителям за их непомерную назойливость, за их принуждение. Такие неразумные родители получают совершенно противоположный результат – отторгают ребенка от Христа, от Церкви.

Только сияние святости родителей, их молитва и личный пример, а не человеческие усилия, не педагогические приемы призывают Божественную помощь и делают детей христианами, членами Церкви и полезными для общества.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит советует родителям: «Станьте святыми, и у вас не будет никаких проблем с детьми. Святость родителей освобождает детей от проблем. Детям нужны рядом святые люди, имеющие большую любовь, которые не будут их запугивать или ограничиваться поучениями, но покажут святой пример и молитву.

Родители, молитесь Христу молча и с воздетыми руками, молитвенно обнимая чад своих. Когда они шалят, применяйте педагогические меры, но не давите на них. Главным образом молитесь».

В этом – правда жизни и великая мудрость, которая призывает каждого христианина: «Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа» (Притч. 8: 33-35). Аминь.