Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Богослужение третьей подготовительной Недели перед Великим постом раскрывает перед нами событие, которого не было еще в истории человечества, но будет. Сегодня богослужение посвящается будущему дню Пришествия Сына Божия, Который придет «со славою судити живым и мертвым», когда «возгласят трубы, и опустеют гробницы, и воскреснет все естество человеческое трепещущее: доброе соделавшие в восторге радуются, ожидая получения награды; согрешившие же трепещут, страшно рыдая, в муку посылаемые и от избранных отделяемые».
Когда человек знает, что ожидает его впереди, он готовится к этому, и это событие не будет для него неожиданным. Так, сегодня Церковь показывает нам, чем закончится наша жизнь, что случится в конце времен, а значит надо жить так, чтобы мы были готовы к этому. И Церковь не только предупреждает нас, но и учит, что надо делать, и помогает реализовать в жизни это учение, помогает подготовиться к тому Страшному и последнему Суду Великим постом.
Наступит день, «когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь…» (Мф. 25: 31-34).
Что же и как скажет тогда Царь?
Мы слышали сейчас этот евангельский текст (см.: Мф. 25: 34-45), читали его дома, и знаем, что Господь будет говорить с каждым из нас уже не иносказательно, не притчами. Тогда будет другой разговор, совершенно конкретный, очень предметный, потому что все люди «от конца и до конца земли» предстанут перед Судией не для того, чтобы учиться жизни, не «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, но лицом к лицу» (см.: 1 Кор. 13: 12), чтобы дать отчет о жизни. Тогда надо будет показать, чему научился и как применил эту христианскую науку в жизни. В этой жизни мы учимся исполнять самую главную заповедь – заповедь о любви к Богу, ближнему и к себе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Исполнение этой заповеди, как говорит Сам Спаситель, необходимо, «чтобы наследовать жизнь вечную» (Лк. 10: 25).
У Престола Божественного Судии наша совесть в полный голос скажет нам, соответствовала ли наша земная жизнь этой евангельской заповеди о любви. И для кого-то этот голос собственной совести станет страшным обличением, страшным свидетельством неправильности земной жизни, но ничего уже нельзя будет исправить. Тогда совесть, которая есть голос Божий в человеке, данный человеку при творении, проснется по воле Божией и осудит нерадивых – «и пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25: 46).
Чтобы не случилось это непоправимое, у нас еще есть благодатное время научиться слышать свою совесть сейчас.
Господь при сотворении человека вложил в него Свой голос – совесть, чтобы человек всегда, прежде чем что-то сказать или сделать, внимательно слушал ее. В этом – гарантия того, что человек всегда в своей жизни будет говорить правильно и поступать богоугодно. Но говорить правильно и поступать богоугодно для человека, поврежденного грехом, не всегда приятно и не всегда легко. Гораздо проще и легче, отодвинув в сторону заповедь о любви, которая всегда требует жертвы со стороны человека, говорить, что вздумается, и делать, что заблагорассудится, не боясь Бога и не стыдясь людей. При этом совесть не молчит, но человек отворачивается от нее, заглушает ее голос, и так со временем в этом преуспевает, что совершенно перестает слышать свою совесть. Но совесть-то при этом никуда не делась, но спит, и спит до времени, до великого Судного дня, когда заговорит в полную силу. И это будет страшно! И весь ужас ситуации будет заключаться в том, что тогда человек увидит, что жить по евангельским заповедям, быть благочестивым, милосердным христианином было так легко и просто, но человек избрал другое, противное Евангелию, и ничего изменить уже будет нельзя.
Тогда мы ясно увидим, что дело было не в обстоятельствах, не в «так сложившейся ситуации», не в духе времени, а в нашем выборе. Страшно будет увидеть, что мы сделали выбор не в пользу добра и любви, не в пользу Бога. Дело не во внешних обстоятельствах, а в нашем свободном выборе.
Ежедневно мы делаем выбор между добрым и злым. Это и определяет всю нашу жизнь на земле и участь в вечности. Если мы делаем выбор в пользу добра, света, любви, то наша жизнь станет праведной, и на Страшном Суде мы возрадуемся с праведниками. А сделанный однажды выбор в пользу даже маленькой неправды может превратить нашу жизнь в сплошную ложь, а отец лжи, как известно, – диавол (см.: Ин. 8: 44).
Время Великого поста и дается нам, чтобы через сугубые молитвы и покаяние мы научились слышать свою совесть, которая, как сказал святитель Григорий Богослов, есть «домашнее и неложное судилище». Великий пост – это дарованный нам шанс удалиться от суеты и шума этого мира и в тишине молитвы начать слушать голос своей совести. Совесть научит нас всегда делать правильный выбор, и жизнь наша на земле будет правильной, а в последний день мы услышим глас Праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34). Аминь.