Проповедь в Неделю Торжества Православия

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Историческим поводом празднования Торжества Православия стала победа Церкви Христовой над ересью иконоборчества в IX веке. Почти полтора столетия враги православия – иконоборцы уничтожали святые иконы и мощи святых. Тех же, кто самоотверженно стоял за святые иконы, злочестивые еретики немилосердно мучили и предавали горькой смерти, проливая кровь их, как воду, а тела их бросали на съедение хищным птицам и зверям. «Тогда наступила для всех православных скорбь великая, какой не было от самого начала мира».

Однако, иконопочитание было восстановлено, и Церковь Христова восторжествовала, как торжествовала и в течение следующих двух тысячелетий, несмотря на враждебную окружающую среду. Церковь Христова никогда не благоденствовала в этом мире и часто, казалось, была на грани уничтожения, но вот, вопреки проискам врагов видимых и невидимых, внешних и внутренних, Церковь стоит и торжествует, потому что «Христос глава Церкви» (Еф. 5: 23), «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Изучая историю вообще, историю Церкви, мы ясно увидим, что сонмы православных мужественно, самоотверженно стояли за чистоту православной веры. «Как за сохранение и целость отечества нашего и в нем нашей веры православной пролиты реки крови нашими предками – русскими воинами и вождями, воевавшими с врагами внешними, так за сохранение православной веры пролиты реки крови апостольской, пророческой, мученической; много перенесено страданий преподобными отцами и другими поборниками веры» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Об этом говорит апостол Павел: «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6: 9-10).

Почему это стало возможно?

«Потому что дал им Господь торжество над врагами их» (2 Пар. 20: 27).

Чтобы мы с вами не остались в стороне от Торжества Православия, чтобы не были изгнаны с Божественной трапезы, нам надо хранить в себе чистоту веры православной, а значит, очистить себя от грехов.

И святой праведный Иоанн Кронштадтский свидетельствует, что вера православная посредством Таинств Крещения, Покаяния и Причащения очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое: смердящее страстями делает благоухающим благодатью Духа Святого, отчаянное исполняет надеждой, изнемогающее укрепляет, злое делает благим, блудное – целомудренным, скупое – щедрым, безумное – мудрым, бесоподобное – богоподобным.

Такие чудесные изменения совершаются с естеством человека верой православной. Такой человек становится воистину победоносцем, потому что с Божией помощью не только преодолевает маловерие или безверие, легкомысленность, безответственность, расхлябанность, не только побеждает в себе грех, но и обогащается всякой добродетелью. Такой человек, настоящий христианин, всегда торжествует в этом мире.

Осознавая это, мы с радостью можем повторить вслед за великим апостолом: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе» (2 Кор. 2: 14). Аминь.