Проповедь в Неделю 5-я Великого поста; память преподобной Марии Египетской

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий пост – это время покаяния. Покаяние – это не просто осознание своей греховности и сожаление о содеянном, это не просто переживание о своих грехах. Покаяние – это не эмоции, это действие, вызванное осознанием своей греховности. Покаяние – это движение, решительное, безоглядное бегство от греха к добродетели. «Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и» (Пс. 33: 15), – так по-церковнославянски звучит призыв царственного псалмопевца Давида. Этот призыв можно перевести следующим образом: «Беги во всю прыть от зла и делай добро; ищи мира и гонись за ним».

Преподобный Андрей Критский в Великом покаянном каноне не только вызывает умиление в нашем сердце, но и призывает к действию, к действию без промедления. Наше покаяние должно быть активным; надо бежать от греха без устали, без оглядки: «Не стой столпом соленым, не смотри назад, душа, да устрашись судьбы Содома; в горах спасайся, убегай в Сигор»; «Беги, душа моя; как Лот, от пламени греха беги скорее; как от огня Содома и Гоморры, спасайся от безумия страстей».

Праведный Иосиф Прекрасный дает нам пример, как нужно бежать от греха. Когда Иосиф жил в доме египетского царедворца Потифара, жена хозяина хотела принудить его к прелюбодеянию. Однако целомудренный юноша отверг соблазн. Он не просто отстранился от соблазнительницы, но бросился наутек.

О таком стремительном бегстве от греховной жизни напоминает нам сегодня Церковь, приводя в пример преподобную Марию Египетскую. Подвиг преподобной Марии Египетской – яркий пример истинного покаяния.

Церковь говорит о преподобной Марии Египетской: «Удалилася еси, бежавши, сущих в мире и сладких всех» (канон преподобной Марии Египетской). Мария, решительно покинув путь неутолимых, страстных наслаждений, путь греха и порока, устремилась ко Христу Спасителю, в дикой пустыне в посте и чистоте исполняя Его заповеди. Высотой земных подвигов Мария приобрела Небесную чистоту, так что и Ангелы, и люди удивились ее духовному совершенству.

У каждого из нас своя мера духовного подвига, своя мера духовного таланта, а потому – свой путь, приводящий в Царство Небесное, но мы все должны идти по этому пути спасения.

Не все мы можем, да от нас это и не требуется, оставить свои дома, работу и бежать в пустыню. Однако каждый из нас, заботясь о своей бессмертной душе, оставаясь физически в этом мире, может и должен бежать в духовную пустыню: прекратить или свести к минимуму общение с людьми, связь с которыми может привести ко греху; отказаться от посещения тех мест, где люди не знают Бога, а потому происходит разрушение человека; закрывать свои глаза и слух от всего, что может спровоцировать грех, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов (см.: Пс. 33: 14); в обычных своих делах, не способствующих духовному росту, не проявлять излишнюю заботу и суетливость, но полагаться на Бога, а не на свои силы.

Каждый из нас может и должен выйти за пределы материального и обратить свои помыслы к Богу, к вечной жизни.

Так с Божией помощью, по молитвам преподобной Марии Египетской, каждому из нас в своей мере будет доступен подвиг покаяния. Такой духовный выход за границы этого мира, находящегося во власти сил зла, возвысит нас к Богу.

Прославляя преподобную Марию Египетскую, начнем деятельное покаяние: «Вот, идуисполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39: 8, 9). Аминь.