Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Флп. 4: 4-9).
С такой речью обращается к нам апостол Павел в этот великий радостный день празднования Входа Господня в Иерусалим. В первых же словах апостол призывает нас к всегдашней радости: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4: 4).
В жизни каждого человека бывают минуты, часы и даже дни радости. Поводом к радости может быть рождение ребенка, приобретение чего-либо, встреча. Известны людям радость познания, радость труда, созидания. Бывает злая радость, или злорадство, – радость при виде горя, неудачи ближнего, при совершении разных пакостей ближнему… Но чувство радости имеет свойство исчезать «как дым, как утренний туман». Радость в жизни человека то есть, то ее нет, то ее сменяют слезы скорбей, утрат, разочарований. Мудрые люди говорят, что радоваться надо осторожно. Чрезмерная радость может смениться полным внутренним опустошением и столь же глубокой депрессией. Мы знаем, как радость толпы через несколько дней может смениться на звериную ярость. Иногда постоянная радость может свидетельствовать о психическом расстройстве человека.
Но все-таки апостол призывает нас: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4: 4). Будем помнить, что эти слова апостол Павел писал, находясь в заточении и ожидая смерть.
О чем говорит апостол?
Апостол говорит о радости, которая является одной из граней духовной жизни христианина. И эта радость постоянно присутствует в духовной жизни христианина, даже если все вокруг полыхает огнем бед, скорбей, несчастий. Святитель Тихон Задонский говорит: «Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, Небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его; все это – предвкушение вечной жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое». И никакая земная радость не способна сравниться или затмить эту радость Небесную.
Когда у человека есть глубокое доверие Богу, искренняя любовь к Богу, тогда и возможна эта постоянная, неиссякаемая радость, радость о Господе. Никакие печали, никакие проблемы, никакие житейские попечения не могут заглушить в душе человека духовную радость о благости Божией, о такой любви Божией к человеку, что Он послал Сына Своего «исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4: 18), «чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 17). Мы знаем это, и в этом – источник нашей радости. И есть чему радоваться: Бог любит нас! Бог всегда с нами! Он никогда нас не оставит! Он наш Спаситель, Помощник и Покровитель!
Эта духовная радость постоянна, неизменна, потому что не связана ни с чем земным, материальным, а значит временным, изменяющимся. Эта радость постоянна, потому что имеет своим источником Самого Бога, Христа Спасителя, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Настоящему христианину разлука со Христом не грозит. Где бы он ни был, чтобы с ним ни происходило, ощущение постоянного присутствия Божия в его жизни и дает эту всегдашнюю радость. Эту радость нельзя объяснить, описать. Этой радостью можно только поделиться.
А когда человек изгоняет из своей жизни Бога, тогда исчезает эта духовная радость, а остается только, как сказал пророк, «плач, и стон, и горе» (Иез. 2: 10). Когда в жизни человека господствует грех, то даже простые человеческие радости, временные, преходящие, становятся недоступными, и даже то, что кажется радостью, отравлено грехом, всегда несет в себе «плач, и стон, и горе», и в конечном счете – разрушение тела и гибель души.
Присоединяясь сегодня к ликующему народу, встречающему Спасителя возгласами «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21: 9), останемся навсегда с Ним, не предадим Его своими грехами, и эта радость о Господе, Спасителе нашем, навсегда останется с нами, «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе» (см.: Флп. 4: 7). Аминь