В Томской семинарии состоялась Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Духовное образование как основа культурного развития России»

18 декабря 2024 году в Томской духовной семинарии состоялась Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Духовное образование как основа культурного развития России».

Цель конференции – активизация научно-исследовательской деятельности студентов духовных семинарий и обмен информацией о достижениях в курсовых и выпускных исследованиях, ориентированных на подготовку к профессиональной деятельности.

К участию в конференции были приглашены обучающиеся очной и заочной форм обучения, магистранты и аспиранты православных духовных учебных заведений.

В рамках конференции освещены следующие направления:

– Духовное образование в истории Русской Церкви.

– Актуальные вопросы духовного образования и православного богословия на современном этапе.

– Духовное образование и вопросы пастырского служения.

– Духовное образование и зарубежная миссия Русской Православной Церкви.

Конференцию открыли фундаментальные доклады архимандрита Силуана (Пасенко), проректора по учебной работе Таврической духовной семинарии, Херсонского государственного педагогического университета – «Искусственный интеллект и Закон Божий: этические коллизии использования ИИ в свете библейских заповедей» и иерея Александра Сумзина, старшего преподавателя Таврической духовной семинарии – «Искусственный интеллект в современном духовном образовании России: мифы и реальность», задавшие  высокую планку последующим выступающим.

Далее по очереди выступали студенты и магистранты семинарий России. Глубокое исследование новых методологических подходов в преподавании учения святителя Григория Паламы о Божественных энергиях представил диакон Георгий, магистрант Пензенской духовной семинарии.

Базаров Мстислав, студент 4-го курса Таврической духовной семинарии, убедительно раскрыл основные идеи миссионерской концепции и жанра медийной проповеди в гомилетическом наследии митрополита Антония (Блума).

Дежников Георгий, студент 5-го курса Ставропольской духовной семинарии, увлеченно поделился информацией, добытой в процессе исследования темы «Ректоры Московской духовной семинарии. 1869-1918 гг.».

Студенты Томской духовной семинарии представили практикоориентированные исследования, актуальные для интенсификации работы на приходах.

Так, диакон Александр Попов, студент 5-го курса ОЗО Томской духовной семинарии, провел не только теоретическое, но и опытно-экспериментальное исследование по теме «Организация приходского образовательного курса «Быть христианином» при храме святого благоверного князя Александра Невского г. Красноярка».

Студент 4-го курса бакалавриата Анатолий Налетов, внештатный экскурсовод семинарии, раскрыл тему «История мира от Адама до Воскресения Христа во фресках и иконах Богоявленского кафедрального собора г. Томска». А его однокурсник Маркин Яков, увлекающийся музейным делом, провел исследование «Организация музейной деятельности церковно-исторического профиля как способ реализации пастырского служения».

Практическая значимость этих исследовательских направлений бесспорна.

С учетом заинтересованности университетской аудитории Томска темой буддизма и отсутствием четкого и объективного сравнения между буддизмом и христианством, что часто приводит к недопониманию и стереотипам, неверно освещает ключевые аспекты вероучения, обрядов, принципов и философии обеих религий, Головизнин Андрей, студент 4-го курса Томской духовной семинарии избрал тему «Христианство и буддизм: сравнительный анализ». Исследование направлено на представление объективного сравнения религий с целью углубленного понимания культурных и исторических особенностей обеих вероисповеданий.

Единственный студент, в настоящее время работающий не над выпускным, а пока курсовым исследованием, Бойченко Владислав, студент 2-го курса, решившийся выступить на сегодняшней конференции, представил собранные архивные материалы по теме «Закрытие православных храмов Томской епархии после окончательного установления Советской власти в регионе» и сделал это очень удачно.

В целом, участники конференции пришли к единодушному мнению о том, что состоявшаяся студенческая конференция принесла, как минимум, три пользы:

– дала возможность каждому посмотреть на себя, как в зеркало, в свете исследуемой темы;

– предоставила возможность пробы сил в проговаривании основных идей своей работы;

– увидеть, какую реакцию аудитории вызывают положения, выносимые на защиту.

Решено сделать конференцию ежегодной.