Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

26 сентября 2025 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Томска.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.). Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение – крест с надписью «Еoc vince» («Сим победишь»).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ со словами «Господи, помилуй» благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.

Во время богослужения, после великого славословия, для совершения чина Воздвижения Креста, был изнесён из алтаря большой украшенный цветами резной Крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня, помещённой под ногами Спасителя в серебряной капсуле.

Вынос Креста и поклонение ему является особенностью богослужения на данный праздник.  В конце «Великого Славословия» поется «Трисвятое на вынос Креста». В это время предстоятель выносит на главе своей увитый цветами Крест, являя собой образ Христа, несущего Свой Крест на Голгофу. Под пение погребального «Святый Боже» священник медленно идет с крестом, затем останавливается перед Царскими Вратами и поднимает Крест вверх над головой, произнося: «Премудрость, прости!» – этим возгласом призывая народ к особому вниманию. Хор трижды поет тропарь Креста.

В соборных храмах совершается чин Воздвижения Креста: предстоятель, стоя посреди храма, медленно поднимает (воздвигает) Крест, творит им крестное знамение и медленно опускает его. Такое «воздвижение» совершается на все четыре стороны храма.  Хор при каждом «воздвижении» поет сто раз «Господи, помилуй». Это пение называется «сотницей». Таких сотниц — 4, так как на четыре стороны «воздвигают» Крест. Это пение начинается с низких звуков и, по мере подъема Креста, все возвышается, а затем опять спадает. Затем Крест полагается на аналое посреди храма и совершается поклонение Кресту с земными поклонами. В это время поется тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».