Христос Воскресе!
Сегодня, в Неделю 3-ю по Пасхе, Церковь прославляет особенным образом святых праведных жен-мироносиц. И сегодня есть у нас с вами удобный повод побеседовать о том, каково положение женщины должно быть, и было, и есть в христианском обществе.
Некоторые люди говорят, смотря на окружающую действительность, что христианство унижает женщину. Так говорят те, кто, не зная христианства, довольствуется слухами о христианстве. И вот сейчас мы попытаемся посмотреть, каково на самом деле положение женщины в христианском обществе.
С давних пор, как память о грехопадении человека через женщину, существовало превратное мнение, что женщина по своей природе слабее и ниже мужчины, а потому должна находиться у него в подчинении. Из-за этого угнетенного состояния в женщине развились такие отрицательные черты характера как коварство, хитрость, измена, изощренный ум. Все это – протест против угнетения и плата мужчине за его над ней гнет. Надо сказать, что некоторые еретические учения первых веков христианства тоже «не жаловали» женщину: секта евхитов, например, смотрела на женщину как на «источник греха, матерь преступления, врата дьявола, ученицу змия, хвост скорпиона»…
Позже возникла среди женщин мысль, так же неверная, как и всякая крайность, об абсолютном равноправии женщин с мужчинами. Это представление о равноправии иногда приходило в противоречие со здравым смыслом, ибо женщины стали «равноправны» настолько, что клали шпалы, кидали асфальт… Это мы с вами все помним.
И только христианство защищает человеческое достоинство и права женщины. Только христианство – это лучшее выражение нормального порядка вещей, эта высшая степень нравственного совершенства – обеспечивает за женщиной ее настоящее значение и законно принадлежащие ей права.
В Евангелии мы неоднократно сталкиваемся с примерами искренней и глубокой веры женщины, ее сильной и чистой преданности всему высокому, святому.
Женщина, 12 лет страдавшая кровотечением и потратившая без пользы все свое состояние на врачей, с верой прикоснулась к одеждам Иисуса Христа и получила исцеление. И Господь всенародно объявляет о причине ее исцеления: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9: 22).
Еще хананеянка, презренная женщина-язычница из пределов Тирских и Сидонских, просит Его исцелить ее беснующуюся дочь. И мы видим, как Господь, желая нам явить ее глубокую веру, в жесткой форме отказывает ей. Он говорит ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15: 26). И женщина согласна с этим, но она со смирением говорит: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15: 27-28).
Твердость и глубина веры этой женщины поражает. «Если бы она сразу получила просимое, то тотчас и ушло бы и никто не видел бы ее сокровища… Пусть выслушают те, которые молятся без усердия» (святитель Иоанн Златоуст).
Когда в народе заговорили об Иисусе при виде Его чудесных действий, то фарисеи и книжники стали отрицать это. Тогда одна женщина среди народа возвысила голос в защиту и прославления Христа: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11: 27). Сказать так, значит признать Христа Богом. Когда мужчины ругались над Иисусом или молчали, тогда женщина, исполненная восторгом веры, удивления и любви к Спасителю, первая прославила Его как Сына Божия, став Его первым апостолом и евангелистом.
В другой раз, когда Иисус был на суде у Пилата, когда все Его ученики разбежались или отреклись от Него, жена Пилата просит не наказывать этого Праведника. Предание Церкви говорит, что впоследствии жена Пилата, ее звали Прокула, стала христианкой и претерпела мучение за Праведника, Которого не смогла спасти от смерти на Кресте.
Между женщинами Евангелия были и постоянные спутницы Иисуса Христа в Его земном общественном служении. Это жены-мироносицы, память которых мы сегодня совершаем. К числу постоянных спутниц Спасителя принадлежали Мария Магдалина, которую Он избавил от страшной болезни беснования, изгнав из нее, по выражению Евангелия, семь бесов (см.: Мк. 16: 9; Лк. 8: 2); Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова; Мария, мать Иакова меньшего и Иосии; Саломия, жена Зеведея, мать Иакова и Иоанна; Мария и Марфа, сестры Лазаря Четверодневного и другие жены, которых Церковь назвала мироносицами. Все они ходили вместе с Иисусом, служили Ему от своего имения, наравне с апостолами слушали Его Божественное учение.
Во всех главнейших моментах земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа именно женщины принимают самое активное участие и нередко выходят на первый план. Видя во Христе своего верного Защитника и Спасителя, они со своей стороны постоянно являют Ему свое глубокое сочувствие и преданность. Они не оставили Спасителя, когда наступило время Его спасительных для рода человеческого страданий. Они были у Его Креста, между тем, как апостолы, кроме апостола Иоанна, в испуге разбежались. Жены-мироносицы присутствуют при погребении Тела Спасителя и по прошествии субботнего покоя спешат с ароматами ко Гробу, чтобы помазать Тело Иисуса. И здесь, у пустого Гроба женщины первые получают радостную весть о Воскресении Христа и возвещают ее прочим ученикам, а чуть позже Мария Магдалина первая увидела Воскресшего Учителя и беседовала с Ним. И только потом апостолы удостоверились в Воскресении.
В этом обстоятельстве некоторые святые отцы видят особый смысл. Жена первая согрешила вначале, первая подверглась проклятию, и первая же удостоилась видеть залог спасения. «Надлежало, чтобы чья рука растворила смертное питье, та же самая рука подавала и чашу жизни» (святитель Григорий Богослов).
Предпочтение женщин в обстоятельствах явления Воскресшего Иисуса Христа есть естественный результат их горячей любви к Нему, есть награда за их всецелую, сердечную преданность Ему.
В первые века христианства, в века гонений, очень часто жены становились христианками раньше своих мужей. Поражает великая нравственная сила женщин-христианок первых веков христианства, как, впрочем, и в прошлом богоборческом ХХ веке, которые твердо стояли за имя Христово против языческих обольщений, угроз и насилий, героически претерпевали страшные физические и духовные мучения.
Прошли три века гонений на христианство. Наступило время торжества Евангелия. Женское участие в деле этого торжества продолжало быть весьма значительным. Вспомним этих женщин, которых знает вся Церковь. Святая равноапостольная Елена, мать римского императора Константина, которая была уже христианкой, в то время как сын ее оставался еще язычником, оказала великие услуги христианской вере своим содействием обращению сына, покровительством христианам вообще и потом своим усердием в деле открытия великих христианских святынь, среди которых был и Честной Крест Христов. Она много заботилась о построении христианских храмов и уничтожении остатков язычества.
Святая равноапостольная Нина принесла свет Христовой истины в Иверию.
В истории распространения христианства между славянскими народами известны имена русской святой равноапостольной княгини Ольги, матери святого равноапостольного великого князя Владимира; святой Людмилы, супруги чешского короля Буривоя; Домбровки, супруги польского короля Мечислава. Принятие христианства Борисом Болгарским объясняют влиянием его сестры. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, первая открывшая в своем монастыре школу грамотности для девочек, почитается в Белой Руси как просветительница.
Четвертый век был веком бурного расцвета христианского монашеского подвижнического делания. Нередко знаменитые мужчины-подвижники преклонялись перед нравственным величием жен-подвижниц, просили у них советов, наставлений и молитв. Преподобные Синклитикия Александрийская, Феодора Александрийская, Феврония Сирийская, Мария Египетская и прочие преподобные жены поздних времен явили нам опыт великого смирения, духовной борьбы, самоотречения и нравственной чистоты. А еще блаженная Матрона Московская, блаженная Ксения Петербургская, блаженная Иулиания Лазаревская, преподобномученица великая княгиня Елисавета… Перечислять можно долго…
И все это, как говорят, представительницы «слабого пола». О них, о великих женах-подвижницах, говорит святитель Иоанн Златоуст:
«Мужественной женщине я должен отдать преимущество перед каждым мужчиной, когда она, приняв духовное оружие, облекшись в броню праведности, возложив шлем спасения, оградившись щитом веры, препоясавшись поясом истины и взявши меч духовный, выходит на сражение, блистая оружием, духом своим стоя выше небес, разгоняя полки демонов, разрушая власть диавола, умерщвляя страсти, повергая на землю мертвых более, нежели на войне, повергая не людей, но беззаконные помыслы. Ибо женщина от мужчин различается только по внешним обстоятельствам, но в подвигах благочестия у них общее поприще, общий подвиг. И женщины вооружаются на брань, допускаются на сражения, сражаются наряду с прочими, увенчиваются, провозглашаются победительницами, получают за свое мужество награды, отличия, венцы… Я это говорю для того, чтобы ни одна женщина не имела предлога сказать: я женщина, а потому не могу достигнуть в полной мере благочестия».
В деле воспитания, в отношении образования характера детей христианская мать получает преимущественное значение, ибо это дело оказывается особенно сродным женской натуре и составляет ее особенную заслугу. В этом отношении мать имеет преимущество перед отцом. Мать, а не отец, создает нравственную атмосферу в доме, в которой живут и развиваются дети.
Церковь Христова помнит имена великих матерей-христианок.
Евника воспитывала Тимофея, впоследствии епископа и сотрудника апостола Павла. Блаженная Макрина воспитывала своего внука святителя Василия Великого. Святая Емилия воспитывала в благочестии своих сыновей, ставших впоследствии великими святителями и учителями Церкви Христовой: Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского. Благочестивая Нонна воспитала святителя Григория Богослова; праведная Анфуса – святителя Иоанна Златоуста; Моника – блаженного Августина…
Мы не помним, или только специалисты знают имена их отцов, но имена их матерей знают все. Перед такими великими женщинами христианства, воспитавшими целые поколения святых людей, с удивлением преклонялись даже язычники. «Что это за женщины у христиан!» – восклицал знаменитый ученый-язычник IV века Ливаний, профессионально занимавшийся воспитанием и образованием юношества, но не видевший таких великих плодов, какие приносила тихая, не видная для мира, воспитательная деятельность христианских матерей.
И были еще миллионы и миллионы христианских бабушек и христианских матерей, имена которых знает только Бог, которые всевали в души своих внуков и детей семена веры и благочестия, и эти семена давали обильные всходы и богатые плоды. Они были, они есть и сейчас.
И если мы видим сейчас, что женщина не имеет или утратила это свое великое достоинство, то только потому, что сама женщина или мужчина потеряли свое человеческое достоинство, потеряли свое христианское достоинство. И так, как живут люди сейчас, когда появилась необходимость создавать специальные организации, которые защищали бы женщин от насилия, так в этом виновато не христианство, в этом виноваты безбожники, потому что только в безбожной среде женщину можно низвести на уровень насекомого и властвовать ею.
Скажем и о том, что в прошлом веке только благодаря женщинам – бабушкам в белых платочках – многие православные храмы оставались открытыми. Это тогда, когда мужчины боялись ходить в храмы. Благодаря этим женщинам-христианкам Церковь была в Советском Союзе. С ними считались безбожные правители. С этими, прямо скажу, мужественными, святыми бабушками вся силовая система богоборческого советского государства ничего не смогла сделать.
Всех вас поздравляю и желаю, чтобы наши братья и сестры всегда помнили, что они христиане и всегда были достойны своего высокого человеческого, христианского звания!
Христос Воскресе!