19 марта – родительская суббота

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы любим, потому что любим, и молимся, потому что молимся, и иначе не можем. И как настоящая любовь никогда не прекращается, так и молитва наша за сродников никогда не прекращается. Наша любовь к родным людям не прекращается после их отшествия в мир иной, и эта любовь понуждает нас молиться о них и творить добрые дела в память о них. И как для любви нет закона, так и для молитвы нет закона, а есть духовный опыт Церкви, который отражается в богослужебных текстах и творениях святых отцов и который свидетельствует, что молитва за усопших необходима и действенна.

Святые отцы учат нас, что живущие могут и должны молиться и совершать душеполезные дела ради усопшего. Даже если наш сродник «умер грешником, то и в таком случае надобно радоваться, что прекратились грехи его и что он не приложил еще зла ко злу, и помогать ему, сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями. Все это установлено не напрасно; не напрасно мы совершаем при Божественных Таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, вземшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Григорий Двоеслов представляет нам вдохновляющий опыт действенности молитвы на примере некоего усопшего монаха, не сохранившего обета нестяжания, который, в научение другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была Спасительная Жертва за его освобождение от мук. В последний из этих дней усопший явился в сновидении живому монаху и сказал: «Доселе мне было худо, но теперь уже хорошо, потому что сегодня я приобщился».

Тогда всем стало ясно, что усопший брат избавлен был от мучений посредством Спасительной Жертвы.

«Не следует отрицать, – говорит блаженный Августин, – что души почивших получают облегчение по любви остающихся в живых благочестивых родственников, когда за них приносится Жертва Ходатая или совершаются милостыни в церкви».

Молитва за усопших нужна им, но нужна и нам. Святитель Московский Филарет напоминает нам два правила, которые мы знаем, но нередко забываем:

«Первое: молись за усопших с верой и надеждой на милосердие Божие.

Второе: не живи сам небрежно, а старайся чистой верой и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за себя по твоей кончине молитвы принесут душе твоей отраду и помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства в Боге, присно блаженном и препрославленном во веки. Аминь».