Проповедь в Неделю Торжества Православия

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь начала праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста с IХ века, после победы над ересью иконоборчества.

И торжество иконопочитания понуждает нас обратить внимание на самих себя, носящих в себе образ Божий. От сотворения человека из земли и вселения Творцом в него бессмертного духа каждый их нас несет в себе бесценный образ Божий, икону Божию. Каждый из нас – это живая икона Бога.

Однако, нарушая заповеди Божии, совершая грехи, человек помрачает в себе этот образ, своими темными деяниями замазывает копотью и грязью этот образ, и становится по сути иконоборцем, сознательно уродующим в себе икону Божию. На первой седмице поста мы слышали в Великом покаянном каноне, что грехи оскверняют в человеке образ Божий, погребают образ Божий в человеке. Вспомним тут и слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Грех… есть искажение, извращение, осквернение в нас образа Божия, по которому мы созданы вначале».

Пример того, как грех уродует человека и духовно, и физически, мы находим в Киево-Печерском патерике, в житии преподобного Алипия – первого русского святого иконописца. Преподобный Алипий был великим мастером, так что Ангел Господень, написавший в его келье икону, показал ее для оценки преподобному. Святой Алипий был и реставратором икон – он поновлял старые потемневшие, закопченные иконы. «Реставрировал» он и образы Божии в человеке, испачканные грехом, возвращая им первозданную красоту.

Некто из богатых киевлян был прокаженным. И много лечился он у волхвов и у врачей, и у иноверных людей искал помощи и не получил, но лишь сильнее разболелся. И один из его друзей уговорил его пойти в Печерский монастырь и упросить кого-нибудь из отцов, да помолятся о нем.

В монастыре несчастный умылся из колодца святого Феодосия, но вдруг еще больше покрылся язвами. Это случилось за неверие его, и все стали избегать его из-за исходящего от него смрада. Несчастный возвратился в дом свой плача и сетуя, и не выходил оттуда много дней, стыдясь смрада. И говорил он друзьям своим: «Покрыл стыд лицо мое. Чужим стал я для братьев моих, потому что без веры пришел к святым Антонию и Феодосию».

И каждый день ожидал он смерти.

Наконец, со временем, образумился он, размыслил о своих согрешениях и, придя к преподобному Алипию, покаялся ему. И преподобный Алипий, много поучив его о спасении души, взял кисть и разноцветными красками, которыми писал иконы, замазал гнойные струпья, придав прокаженному прежний вид и благообразие. Потом привел его в Божественную церковь Печерскую, причастил Святых Таин и дал умыться водой, которой умываются священники в алтаре, и тотчас болящий исцелился.

Запомним это удивительное поучительное событие, задумаемся о своей жизни, о том, что мы говорим и делаем, о чем мечтаем, к чему стремимся.

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения», – особенно часто молимся мы в период Великого поста.

Увидев с Божией помощью свою греховность, воспользуемся временем Великого поста, чтобы слезами покаяния очистить от греховной копоти и удалением от зла и стремлением к доброделанию поновить, восстановить в себе первозданную добрóту образа Божия. Так мы перестанем быть иконоборцами, и в нас восторжествует иконопочитание – каждый из нас станет не просто участником, но причиной Торжества Православия в этом мире.

Аминь.